Экономическое обоснование проекта
В настоящее время на рынке малых (длиной до 10м) моторных судов отсутствуют предложения, которые отвечают следующим условиям:
- розничная цена не более 1000 000. рублей.
- сварной металлический корпус с обеспеченной надёжностью и долговечностью, не требующий высоких затрат на эксплуатацию.
- возможность технически и экономически доступной доработки архитектуры (установка закрытой рубки, варианты общего расположения и оборудования) как производителем, так и средствами владельца.
- предусмотренная эксплуатация с подвесными моторами (ПМ) широкого диапазона мощности
от 20л.с. до 100л.с. ( Моторы указанных мощностей – наиболее распространённые в настоящее время на территории РФ).
- мореходность, достаточная для безопасной эксплуатации в прибрежной зоне крупных акваторий РФ (Ладожское озеро и Онежское озёра, Финский залив, др ).
Проект разработан с учётом удовлетворения перечисленным условиям.
Эксплуатационное назначение катера с учётом возможности изменения архитектуры — рыболовство, водный туризм, грузовые перевозки и др.
Техническое описание проекта
Размерения корпуса
Длина макс. -8,0 м.
Ширина макс. — 2,60м.
Осадка 0,56м. (плавником)
Высота надводного борта – 0,6м.
Рекомендуемая максимальная загрузка не более 700кг.
Материал корпуса
Обшивка, ватервейсы, комингсы — сталь 3СП ГОСТ 380-90, лист, толщ. 3мм;
Набор — сталь 3СП ГОСТ 380-90, лист, толщ. 3мм, 4мм;
Киль и форштевень – сталь, лист толщ. 10мм.
Деревянные части обстройки (привальные брусья, настилы, банки) – сосна или фанера ФСФ.
Обводы корпуса и предусматриваемые режимы движения
Обводы корпуса — с высоким подъёмом линии борта в нос, длинным подъёмом днища к транцу и необходимо равномерным распределением водоизмещения по длине. V-образный развал носовых шпангоутов и увеличенная килеватость днища в носовой части обеспечивают плавную всхожесть на волну. Такой тип обводов является традиционным для рабочих лодок данных размерений и скоростей, обеспечивающим достаточную мореходность.
Обводы корпуса предусматривают возможность эксплуатации в двух режимах движения:
-Водоизмещающем, с ПМ мощностью 20-30 л.с. — со скоростью 15-18 км / ч;
-Переходном, с ПМ мощностью 40-70 л.с. – со скоростью до 30-35 км / ч.
ПМ размещается в колодце в кормовой части корпуса, что обеспечивает его надёжную защищённость, удобство обслуживания и установки, а также возможность установки закрывающего кожуха. Высота подмоторной доски регулируется под конкретный мотор.
Дейдвуд мотора опускается в рабочее положение через вырез необходимых размеров и формы в днище и нижней части транца. Ширина выреза обеспечивает поворот мотора в крайние положения на борт.
Высокий плавник предохраняет дейдвуд мотора от ударов о препятствия и способствует устойчивости катера на курсе.
Возможность изменения архитектуры и оборудования
Базовый вариант архитектуры – открытая лодка с запалубленным носом и развитыми носовым и бортовыми комингсами. Кормовые сиденья на ящиках по бортам от колодца мотора. Банки – средняя поперечная (съёмная) и носовая. Съёмный деревянный настил — на полках флоров.
Прочный стальной корпус сварной конструкции, не имеющий участков сложной кривизны, позволяет установить надёжные приварные фундаменты из стального уголка или трубы.
Крепления съёмного тента или закрытая рубка деревянной конструкции и деревянные планшири могут быть смонтированы на штатных стальных комингсах, обеспечивающих непроницаемость. Проект рубки может быть также предоставлен строителю.
При желании заказчика или владельца установить в корпус стационарный двигатель это вполне доступно при минимальных доработках корпуса с использованием газовой резки и ручной сварки: заделка вырезов в днище и транце, демонтаж колодца ПМ, установка фундамента двигателя на штатные флоры, доработка плавника и вывод вала.
Изменения в проект в этом случае следует вносить только при имеющемся в наличии конкретном двигателе.
Конструкция корпуса
Обшивка:
Днищевые листы и 2 бортовых пояса, разворачивающиеся на плоскость;
Ватервейсы, комингсы, настил носовой палубы, стенки ящиков и колодца ПМ.
Толщина всех листов обшивки 3мм.
Набор:
Киль, форштевень и плавник из листа толщиной 10мм;
Флоры из листа толщиной 4мм с отогнутым по верхней кромке фланцем;
Днищевые стрингеры из листа толщиной 4мм;
Шпангоуты из листа толщиной 3мм – плоские (без поясков);
Рёбра жёсткости на стенках из листа толщиной 4мм.
Необходимая продольная жёсткость корпуса обеспечена наличием киля 10×80мм и 3 угловых стыков обшивки по всей длине, а также ватервейсов и продольных комингсов.
Жёсткость днища обеспечена наличием двух стрингеров 4х60мм с приваркой к днищу и к флорам.
Необходимая местная прочность корпуса обеспечена наличием шпангоутов и флоров.
Конструктивная шпация – 550мм.
Свежие комментарии